Что провоцирует ДЕЖАВЮ? Почему мы сталкиваемся с дежавю?

1 12
Avatar for Denya
Written by
2 years ago

Что провоцирует ДЕЖАВЮ? Почему мы сталкиваемся с дежавю?

Всем привет.

Сегодня тема пойдет о таком феномене как дежавю.

Данный феномен - это не комфортное ощущение, как будто вы здесь раньше бывали, или это уже с вами происходило, или как будто у вас уже был этот разговор... Но при этом вы точно знаете, что такого быть не могло. Это и есть дежавю.

Расскажу о том, как я испытал дежавю будучи подростком. И оно мне очень сильно запомнилось. Так как я до сих пор уверен, что я знал о том, что произойдет далее. История не столь интригующая, обычная бытовая ситуация, у каждого, что-то на кухне или в общем в доме, может произойти, будь то вылилась вода с кружки, упал телефон со стола, или ночью вы споткнулись о стул и сильно повредили палец. Дело не в ситуации, а в том, что я будто знал уже это заранее.

Это был солнечный летний день, я сидел на кухне и наблюдал как моя мама, что-то готовит. Были каникулы и я не думал о никаких уроках, никуда не спешил и времени у меня было очень много, даже на то, чтобы просто сидеть и что-то себе размышлять.

Взгляд мой упал на столовую ложку, которая лежала на столе и была на половину наполнена, бульоном (для дегустации вкуса, так сказать). В один момент у меня в голове появилась картинка, как моя мама поворачивается ко мне с миской, зацепляет эту самую ложку, она опрокидывается и выливается жидкость на светлый ковер, а миску которую она держала в руках, от испуга опрокидывает на сливочное масло, которое было уже открыто. И во время всего этого происходящего, она мне говорила, о том во сколько мне нужно будет прийти с улицы домой.

Самое интересное, что как мне показалось, за пару минут до того, как то, что вообразил мой мозг, произойдет наяву. Я реально в голове видел эту картинку, каждое движение, даже каждое слово, что в этот момент мне скажет мать.

Я сидел и был в шоковом состоянии. Потом начал рассказывать это своей маме, она улыбнулась и сказала:

- Ты не знал этого заранее. У тебя просто было дежавю, такое бывает, мозг думает, что он уже это видел, это ошибка сознания.

Честно говоря, я не поверил ей, и все равно настаивал на том, что я знал всё заранее. А также решил что в следующий раз, если я пойму, как будет далее в своей голове, я неизбежно скажу это тому, кто будет рядом со мной в тот момент. Для того чтобы доказать, и самому проверить, возможность предсказания.

Но с каждым разом, когда это всё происходило, я либо забывал сказать, либо боялся, что меня засмеют. А самый главный фактор, почему я не говорил, это то что события могли измениться. Ибо тот кто знает будущее, будет пытаться избежать определенное событие и «мое предсказание» не произойдет.

В итоге я уже достаточно взрослый человек, и когда это дежавю проявляется, я все равно, каждый раз удивляюсь этому феномену.

Давайте разберем, что же говорят ученые, или люди которые этой темой занимались, расследовали, или перечитали много историй об этом явлении и могут хоть, что-то предполагать.

По статистике, ощущение дежавю люди чаще испытывают в молодости, но, как правило, не чаще, чем раз в месяц.

С возрастом, годам к 40-50 ощущение дежавю повторяется реже... 60-летние испытывают ощущение дежавю только раз в год.

Дежавю, обычно проявляется в мимолетном ощущении. Но и есть люди, которые его ощущают даже целый день, а это уже проблема посерьезней. В основном после обращений к врачу, выяснилось, что такое устойчивое ощущение дежавю было связано с определенным видом эпилепсии - височной эпилепсией. Когда удавалось выявить эту связь, врачи смогли назначать пациентам лечение.

Под дежавю в основном подразумевается либо реальное воспоминание, либо ошибка памяти.

Ученые которые занимались этим феноменом, полагают, что ощущение дежавю связано с работой височной доли головного мозга, которая отвечает за ощущение того, что мы что-то переживаем не первый раз.

Ощущение ложных воспоминаний это следствие определенных нарушений в процессе работы памяти. Когда работа систем хранения воспоминаний противоречат друг другу, это заставляет мозг "путать" настоящее с прошлым.

Давайте разберем детальнее и понятнее для всех!

Наша память – это сложный механизм, в котором задействовано много отделов мозга. Относительно дежавю нас интересуют гиппокамп и префронтальная кора.

Префронтальная кора – это отдел, в котором возникают временные нейронные связи и формируются воспоминания, — это основа кратковременной памяти. 

Гиппокамп – это маленький отдел головного мозга, отвечающий за переход воспоминаний из кратковременных в долговременные.

Представьте: вы смотрите видео или фильм, и тут вам показывают рекламу, в которой рассказывают о новинке минеральной воды. На следующий день вы идете в магазин, и видите ту же минеральную воду на полке магазина, тогда вам кажется, что вы узнаете эту бутылку воды, но мозг работает по-разному в зависимости от ложности или истинности узнавания.

Префронтальная кора посылает сигналы гиппокампу – происходит некая сверка с долговременной памятью, в итоге которой гиппокамп может сказать: «Да, я видел эту бутылку минеральной воды». Тогда воспоминание действительно было: мы видим то, что уже наблюдали.

Но может произойти сбой: в долговременной памяти такого воспоминания нет, гиппокамп не получил правильный сигнал, и возникает ложное чувство узнавания, когда вы почти уверены, что и раньше видели данную новинку на полках супермаркета.

Таким образом, у нас появляется ложное ощущение того, что все это уже было.

Лабораторный аналог эффекта Дежавю.

В 1960-х годах ученые Джеймс Диз, Генри Родигер и Кэтлин Макдермот предприняли попытку создать лабораторный аналог дежавю. Они разработали процедуру, которую назвали DRM (Deese — Roediger — McDermott paradigm). В исследовании DRM испытуемым людям предлагался большой перечень слов, к примеру: «матрас», «подушка», «кровать», «будильник», «ночной кошмар», «пижама», «ночник» и так далее. Все эти слова относятся к одной категории — процессу сна. Но слова «сон» вовсе нет в этом перечне. Через какое-то время испытуемых спрашивали, было ли в списке слово «сон», большинство «вспоминали», что оно было. И точно говорили, что они помнят, как человек, который называл слова из списка, перечислял и это слово. Конечно, это не слишком похоже на реальное дежавю, но авторы настаивали на тождестве механизмов их возникновения.

Многим людям вовсе кажется, что они могут предвидеть будущее.

Крис Мулин (профессор в Лаборатории психологии и нейрокогнитии) говорил, что так происходит, потому что наша память помогает нам "предвидеть" будущее.

"Память помогает нам избегать одних и тех же ошибок и предвидеть, что может произойти", - говорит ученый.

Иногда, когда к формированию ощущения дежавю подключено больше областей мозга, чем обычно, ощущение дежавю может затронуть наши эмоции, а также сформировать ощущение, что вы знаете, что произойдет дальше, но на самом деле это всего-лишь ощущение.

Ученые выдвигают, разные теории возникновения такого ощущения, но никто не скажет точно, как же так получается. Возможно в недалеком будущем, мы сможем докопаться до истины, да и в других вопросах, таких как космос в дали от нас, жизнь в других галактиках, и дежавю, которое происходит тут, у нас на месте, в нашей голове.

Есть и сторонники реинкарнаций, мистик.

Существует и теория, которая связывает ощущения дежавю с реинкарнацией, но доказательств как мы все понимаем никаких, помните: дежавю – это не мистика, а часть работы нашего мозга.

Я не могу смериться с мыслью, что это просто ошибка памяти, уж слишком реалистичные события у меня в голове визуализируются, прежде чем, что-то произойдет. Но ученые, есть ученые и они знают больше чем мы с вами.

Как-то так, всем хорошего настроения и мирного неба над головой!

2
$ 0.00
Avatar for Denya
Written by
2 years ago

Comments

Потрібно англійською писати статтю)

$ 0.00
2 years ago